Рекомендации к разработке квалификационной программы
(приказ МТСЗН РК № 348 от 18.08.2023 года)
Квалификационные программы содержат:
1) общие положения, а именно:
наименование квалификационной программы, указание на наименование соответствующего профессионального стандарта, а при его отсутствии – указание на квалификационные требования (с приложением квалификационных требований), по применению знаний, умений и навыков в определенных условиях работы с использованием определенного оборудования, методологии и (или) инструментов;
глоссарий (содержит перечень терминов и определений, сокращений, используемых в квалификационной программе);
описание квалификации (код и название профессии, уровень национальной рамки квалификаций (далее - НРК)/отраслевой рамки квалификаций (далее - ОРК), описание трудовых функций, признание отдельного навыка или группы навыков, требования к опыту работу, условиям признания при неформальном и (или) информальном образовании, запреты и ограничения, перечень используемого оборудования, методологии и инструментов);
структуру и формат (онлайн и (или) офлайн) экзамена: указывается описание структуры экзамена и формат (онлайн и (или) офлайн) экзамена. В зависимости от требований к профессии, профессиональной квалификации и отраслевой специфики экзамен включает задания на проверку теоретических знаний, а также практические задания на проверку профессиональных навыков и умений, с указанием длительности, условий и последовательности сдачи каждого их этапов экзамена;
структуру оценки: указывается, каким образом формируется итоговая оценка, которая базируется на критериях успешности выполнения кандидатом теоретического и практического этапа экзамена, знаний, умений и навыков на соответствие необходимой профессиональной квалификации. При оценке определяется долевая градация распределения баллов для прохождения теоретического и практического этапов экзамена, оценки личностных компетенций;
2) сведения о теоретическом этапе экзамена, а именно:
информацию о заданиях на проверку теоретических знаний: письменный или устный ответы на теоретические вопросы, измерение понимания принципов, фактов, концепций и теорий;
объем знаний (темы, разделы), которые необходимы для оценки профессиональной квалификации, с указанием количества часов, необходимых для освоения указанного объема знаний (тем, разделов);
3) сведения о практическом этапе экзамена, а именно:
информацию о виде и содержании заданий на проверку практических умений и навыков. Например, выполнение расчетов, моделирование ситуации и действия как отклик на ситуацию, интервью, практическое выполнение задания;
список навыков, владение которыми необходимо для профессиональной квалификации, с указанием количества часов, необходимых для получения каждого навыка.
Для описания практической работы применяется технологическая карта по квалификации и (или) технологическая карта по отдельному навыку или группе навыков. Технологическая карта описывает алгоритм выполнения практической работы в виде схемы, на которой отражаются стадии, количество сырья или материалов, перечень необходимого оборудования, условия, процессы, требования к готовому продукту, нормы времени.
При этом указываются требования по использованию оборудования, по технике безопасности.
Практический этап экзамена предусматривает:
1) подбор рабочих материалов (инструментов) и подготовку к выполнению практического задания и разработку плана выполнения задания;
2) выбор средств индивидуальной защиты (из случайного набора средств индивидуальной защиты: очки, каска, перчатки, фартук и т.д.);
3) практическое выполнение задания;
4) оценку личностных компетенций, которая проводится на обязательной основе и содержит методы оценки личностных компетенций в соответствии с требованиями к профессиональной квалификации (при наличии в профессиональных стандартах, а при их отсутствии – в квалификационных требованиях);
5) критерии оценки: методы оценки теоретического и практического этапов экзамена.
При оценке теоретического и практического этапов экзамена, оценки личностных компетенций используется оценка "сдал" и "не сдал". Кандидат, получивший более 70 (семидесяти) процентов верных ответов от общего количества вопросов на теоретическом этапе экзамена, допускается к сдаче практического этапа экзамена.
Результаты теоретического и практического этапов экзамена учитываются при формировании итоговой оценки признания профессиональной квалификации.